STRATFOR: Религиозный вопрос в Азербайджане эксплуатируется Ираном

Три постсоветских государства из-за внутриполитической и социальной нестабильности находятся в зоне риска повторения египетского сценария. Об этом в материале, опубликованном на сайте американского аналитического центра STRATFOR (Strategic Forecasting), пишет эксперт Юджин Чаусовски.

В своем докладе аналитик отмечает, что «в политическом смысле власть режима в большинстве постсоветских государств строится на безопасности и разведывательном аппарате, в противоположность власти военных в Египте». При этом, «многие страны бывшего Советского Союза не являются прозападными и потому не нуждаются в том, чтобы доказывать легитимность своих режимов Западу». Вместе с тем, если взглянуть на ситуацию с другой стороны, «они более подвержены западному политическому влиянию, как мы могли видеть на волне цветных революций, которые прокатились по региону в начале-середине 2000-х годов». Но при этом — аналитик отмечает, что есть «несколько государств, которые находятся в зоне риска по причине нестабильности, связанной с их собственными условиями».

«Во-первых, это Таджикистан», — поясняет автор. — «Последние месяцы в стране наблюдались насилие и нестабильность, в особенности на востоке страны с тех пор, как в августе случился резонансный побег из тюрьмы» — вспоминает Чаусовски. «С того момента правительство и силы безопасности начали принимать жесткие меры в отношении того, что сами называют исламистскими боевиками, которые на самом деле могут быть оппозиционными элементами, берущими свое начало из гражданской войны 92-97 годов».

Автор обзора не скупится на краски, описывая события последних месяцев: «правительство обрушилось на религиозные движения — путем закрытия мечетей, запрета на ношение исламского костюма, а также запрета студентам выезжать за границу для обучения в исламских учебных заведениях». Таким образом, по мнению аналитика STRATFOR, «на Таджикистан следует обращать пристальное внимание: границы между терроризмом, политическими волнениями и религиозными движениями размываются».

Второй страной, которая активно становится частью явления, которое аналитики все чаще называют «среднеазиатской дугой нестабильности», STRATFOR признает Киргизию. По мнению аналитика, это «единственное государство в Центральной Азии, которое на самом деле уступило революции — совсем недавно, в прошлом году». Наверное, поэтому, теперь «протесты являются обычным делом по всей стране, и они подогревают этническую напряженность между проживающими в стране киргизами и узбеками. В сочетании со слабостью аппарата безопасности, это может стать причиной того, что даже малейшая вспышка может привести к еще одному восстанию в стране».

И, наконец, третьей страной с потенциально опасными предпосылками аналитики разведывательной структуры признали Азербайджан. Они отмечают любопытную вещь: по их данным, правительство этой республики «испытывало давление даже до того, как начались беспорядки в Египте. Это свя
12f3
зано с решением правительства запретить ношение хиджабов в общеобразовательных учебных заведениях». Эта инициатива, разумеется, вызвала «массу недовольства со стороны религиозных общин. Ситуация в стране была относительно спокойной с момента протестов, которые последовали за принятием решения, однако религиозный вопрос остается болезненной темой, которая вызывает широкое обсуждение общественности. Кроме того, это также вопрос, который эксплуатируется внешними силами, в частности Ираном, с целью разжечь беспорядки в стране».

.