Эскалация фронтовых столкновений, гонка вооружений, военная риторика и сбои в мирных переговорах увеличивают для Армении и Азербайджана вероятность возобновления войны за Нагорный Карабах, которая приведет к масштабным разрушениям в регионе. Об этом говорится в докладе Международной кризисной группы под названием «Армения и Азербайджан: предотвращая войну», опубликованном 8 февраля на официальном сайте МКГ.
В докладе отмечается ухудшение ситуации на линии фронта в 2010 году.
«Увеличение военного потенциала с обеих сторон сделает новый вооруженный конфликт на Южном Кавказе более опасным, чем в 1992-1994 гг., который закончился шатким перемирием. Ни у одной из сторон не будет шансов на легкую и быструю победу. Даже если ни Армения, ни Азербайджан не планируют немедленного тотального наступления, стычки на линии фронта могут легко выйти из-под контроля. «Неопределенность и отсутствие транспарентности в отношении операций на линии соприкосновения, сделок по продаже оружия и других военных расходов и даже состояние мирных переговоров вносят свой вклад в осложнение ситуации», — говорится в докладе МКГ.
В докладе приводится ряд инструкций для предотвращения эскалации конфликта, в числе которых призыв к Армении смягчить позицию в переговорах, в частности, в вопросе сроков определения окончательного статуса Нагорного Карабаха.
«Механизмы контроля должны быть усилены и должны делаться шаги к укреплению доверия между сторонами, дабы уменьшить возможность случайной войны. За последние двенадцать месяцев наблюдается увеличение числа случаев нарушений режима прекращения огня, зона которых расширяется, а проводимые операции и используемое оружие усложняются. По меньшей мере 25 человек были убиты в 2010 году и три солдата уже застрелены в 2011 году. Перспектива сокращения добычи нефти, которая позволила Азербайджану увеличить военный бюджет до огромных размеров, увеличивает соблазн этой страны применить силу, тем более, что дипломатия не приносит плоды», — говорится в документе.
По мнению экспертов МКГ, многое еще предстоит сделать, чтобы изменить сложившийся статус-кво, который несет больше ущерба Азербайджану, «часть территории которого остается оккупированной и в котором находится большое количество перемещенных лиц».
«Азербайджанское руководство говорит, что наращивая свой военный потенциал, оно пытается оказать давление на Армению, чтобы та шла на дипломатические компромиссы. Но следует также признать, что азербайджанское руководство объективно заинтересовано в принятии мер, которые сделают ситуация на линии соприкосновения более прозрачной, менее опасной, и более управляемой.
Стороны должны повернуть вспять опасные тенденции, подписав документ об основных принципах урегулирования конфликта мирным путем, сделать шаги по снижению напряженности и предотвратить вероятность возобновления боевых действий. Большее количество оружия,
14b9
скорее всего, усугубит и без того хрупкую ситуацию. Россия, в качестве ведущего посредника в этом конфликте, должна прекратить поставку наступательных вооружений и техники сторонам, а другие державы должны соблюдать ограничения на поставку оружия, рекомендованные ОБСЕ и ООН. ОБСЕ должна добиться расширения полномочий и численности своих наблюдателей на линии фронта», — отмечено в докладе.
«Отсутствие прогресса в мирных переговорах увеличивает вероятность возобновления случайной войны в любое время или тотального наступления в ближайшие несколько лет, — говорит директор Европейских программ Кризисной группы Сабина Фрейзер . — Для России, США, Турции и Европейского Союза предотвращение этого сценария должно стать высоким приоритетом».
Стоит отметить, что в докладе Нагорный Карабах косвенно признается как объект конфликта между Арменией и Азербайджаном, а власти НКР именуются в документе как «фактическе власти Нагорного Карабаха».