"Тотальный присмотр" и "вредные идеи": новгородские политики о реформе региональной общественной палаты

В Великом Новгороде сегодня, 9 февраля, общественники и руководство областного комитета информационной политики обсудят проект нового закона «Об Общественной палате Новгородской области». Реформа старейшей региональной общественной палаты (Общественная палата Новгородской области была образована в августе 1994 года — прим. ИА REGNUM ) была инициирована новым руководителем комитета информационной политики Новгородской области Борисом Островским и вызвала неоднозначную реакцию общественников.

Самая острая полемика возникла в связи с новым способом формирования палаты. Ее численный состав предлагается ограничить 45 представителями (сегодня он не ограничен), а вместо нынешнего заявительного принципа, когда любая общественная организация региона может делегировать в палату своего представителя, состав палаты предлагается формировать иначе. При этом 10 общественников в палату будет назначать губернатор Новгородской области, 23 человека — главы муниципалитетов и только 12 мест остается представителям общественных организаций. Этих 12 общественников, как предполагается, в палату будут избирать 33 «назначенца» от органов исполнительной власти.

Реформу Общественной палаты Новгородской области корреспонденту ИА REGNUM прокомментировали новгородские политики, представителей парламентских партий.

Сергей Фабричный , спикер Новгородской областной думы, руководитель Новгородского регионального отделения «Единой России» считает наиболее оптимальным способом организации палаты ее формирование по заявительному принципу. «Общественных объединений, которые сформированы по заданным стандартам и образцам на территории области достаточно. Общественная палата должна давать возможность всем некоммерческим организациям, зарегистрированным на территории Новгородской области, иметь своего представителя», — подчеркнул он. По мнению Фабричного, «вне зависимости от способа формирования палаты, необходим постоянный конструктивный диалог между максимально широким спектром представителей некоммерческих организаций и властью». «Этот диалог можно было бы обеспечить, в том числе, участием в работе палаты высокопоставленных чиновников разных уровней. При этом тематику встреч должны предлагать непосредственно члены палаты и приглашать для разговора на заданные темы тех людей, которых посчитают нужным. При необходимости, модераторами таких встреч могли бы выступать губернатор области, либо председатель областной думы, либо главный федеральный инспектор по Новгородской области», — заявил Фабричный. По его мнению, одной из проблем функционирования палаты является организационная неустроенность. «Площадкой для нормальной работы палаты должен быть центр «Диалог». Он максимально для этого приспособлен, поскольку там есть все необходимые условия: залы для заседаний, помещения в которых члены обществе
2a80
нной палаты могли бы встречаться и приглашать на разговор необходимых людей, в том числе представителей органов власти», — считает спикер областной думы.

Лидер Новгородского регионального отделения ЛДПР , депутат областной думы Антон Морозов считает, что общественная палата не нужна вообще. «Что она может? Мнение общественности, избирателей известны депутатам областной думы и органов местного самоуправления — их в Новгородской области в общей сложности почти 1600 человек. Все депутаты наделены определенными полномочиями, правом нормотворческой инициативы, правом первоочередного приема должностными лицами и т.д. Эти инструменты дают возможность депутатам выражать мнение избирателей и отстаивать их интересы. Другой вопрос, что большинство из них единороссы и потому ангажированы властями. Но надо развивать политическую конкуренцию, переходить к выборам по партийным спискам, тогда будет больше оппозиционных, независимых депутатов и эффективней работа депутатского корпуса в целом», — пояснил депутат. По мнению Морозова, общественные организации «должны заниматься непосредственно своими уставными целями: инвалидные — инвалидами, ветеранские — ветеранами, спортивные — спортом, детские — детьми и т.д». «Если общественная организация активна, то её голос слышен и без общей дискуссионной площадки — общественной палаты», — заявил депутат. По его мнению, реальную возможность реализовать свои инициативы, взгляды и убеждения в отношении государственной политики граждане получают в политических партиях. Однако, многие гордятся своей аполитичностью. «Такая гражданская позиция означает «моя хата с краю, мне всё равно». Поэтому от аполитичности, бессмысленной сущности общественной палаты идет невозможность её эффективной самоорганизации или реформирования», — считает Морозов.

Депутат областной думы от фракции КПРФ Ольга Ефимова считает, что в нынешнем виде и с нынешней структурой региональная Общественная палата демонстрирует организационную слабость. «Однако реформой палаты власть фактически ставит ее под тотальный присмотр. Для чего тогда нужен этот орган? Будет ли в нем представлено общественное независимое мнение?», — заявила депутат. Ефимова подчеркнула, что реформирование Общественной палаты Новгородской области проводится в общем контексте информационной политики региона. «В региональные средства массовой информации и так подается дозированная, отфильтрованная информация. И в условиях такой системы информационной политики мы получим такой же дозированный, отфильтрованный общественный орган — палату», — пояснила Ефимова. Депутат заявила, что Общественную палату Новгородской области «должна слышать власть». «Должно быть взаимодействие общественности и власти, а не контроль власти над общественностью», — заявила Ефимова.

Новгородский политик, юрист, член политсовета регионального отделения «Справедливой России» Любовь Андреева лично принимала участие в формировании Общественной палаты Новгородской области в 1993-94 гг, когда работала в аппарате полномочного представителя президента в регионе Михаила Дягилева . «Уже тогда было понятно, что сложной структуры у Общественной палаты Новгородской области быть не должно — регион у нас маленький, да и общественная жизнь представлена, в основном, в областном центре, а не в районах», — рассказала Андреева. Первоначально Общественная палата Новгородской области действовала при областной думе и полномочном представителе президента в регионе (впоследствии к этой инициативе присоединилась и региональная администрация Михаила Прусака), а ее деятельность регламентировалась постановлениями облдумы и обладминистрации — вплоть до 2007 года, когда впервые был принят областной закон «Об Общественной палате Новгородской области». Андреева считает, что этот закон негативно повлиял на деятельность палаты, «превратив ее в филиал государственного учреждения с необходимостью организации материально-технического обеспечения, функционирования руководящего аппарата и прочего». По ее мнению, все эти обязанности вполне могут быть возложены на один из существующих комитетов региональной администрации, собственного регионального закона для палаты не нужно — достаточно постановлений администрации, а возглавлять палату и проводить ее заседания, как и при Михаиле Прусаке, должен лично глава региона. «Губернатор должен быть председателем палаты и должен вести заседания. Только тогда будет толк, когда первое лицо области будет напрямую общаться с общественностью. Да, это тяжело, порой неприятно, и могут возникать разные неудобные вопросы. Но только при непосредственном диалоге может быть польза и для власти, и для общественников», — заявила Любовь Андреева. По ее мнению, важно также не отправлять палату «куда-то на выселки», ведь цель у общественников одна — быть услышанными властью. «Ну не хотите собираться в Доме советов, собирайтесь в Филармонии. Главное — чтобы общественники могли напрямую задавать вопросы первому лицу региона, но по определенной теме. Такой подход наведет порядок и в самой палате», — считает Андреева.

По ее мнению, в палате должны быть представлены и политические партии — но на тех же условиях, как и прочие общественные организации — по одному человеку от объединения. «Сегодня фактически есть правящая партия, а остальные находятся за бортом. Но заявительный принцип формирования палаты поставил бы все партии в равные условия: одно дело когда где-то в думе есть партийное большинство, совсем другое — когда в общественной палате эту же партию представляет всего один человек», — пояснила она.

По словам Андреевой, ограничивать численный состав Общественной палаты — незаконно. «Это нарушает конституционные основы нашего строя: нельзя ограничивать свободу на политическую, общественную жизнь. Как показывает опыт, организации-однодневки отсеиваются сами собой», — пояснила она.

Андреева также назвала «незаконной и вредной идеей» предложение о выдвижении в палату представителей общественности главами муниципалитетов — то есть от органов местного самоуправления. «Это совершенно разные уровни публичной власти. В соответствии со статьей 12 Конституции РФ местное самоуправление отделено от органов государственной власти и самостоятельно. И поэтому делегирование каких-либо полномочий от представителей муниципалитетов в Общественную палату субъекта РФ — это незаконное смешение», — сказала Андреева, заметив, что в такой редакции новый проект областного закона «Об Общественной палате Новгородской области» — претендент на антикоррупционную экспертизу.

.