Считается, что виртуальная агитация могла бы стать отличительной чертой досрочных президентских выборов 3 апреля 2011 года в Казахстане. Развитие интернета и внимание к Сети, которое демонстрировали высокопоставленные чиновники в течение последних нескольких лет, очевидным образом следуя правилам хорошего виртуального тона, заставляют думать, что элита осознает перспективу сетевых коммуникаций. Однако с этими тезисами категорически не согласен лидер движения «За свободный интернет» Галым Агелеуов. По его мнению, в ходе досрочных президентских выборов власть будет пользоваться устаревшими политическими технологиями, и только во время следующего электорального цикла интернет-аудитория повсеместно будет подключена к участию в публичных акциях.
ИА REGNUM : Вы выступаете за «активный бойкот» досрочных президентских выборов в Казахстане. Что вы подразумеваете под понятием активного бойкота? Значит ли это, что вы планируете проводить какие-то флешмобы или иные политические акции? А, быть может, имеет смысл просто проголосовать?
Активный бойкот при авторитарном режиме может принести больше пользы, чем участие кандидата в выборах. Активный бойкот коснётся напрямую социальных сетей, а также приведёт к публичным акциям, флешмобам. Эти вопросы обсуждаются самими участниками и являются открытыми… Конечно, должны быть и закрытые группы, разрабатывающие такие сценарии, но эти действия всегда соответствуют международному праву, ратифицированному нашей страной. Голосовать в данных условиях не имеет смысла, потому что, если избирательный процесс непрозрачен на любом из этапов, если избиркомы подсчитывают голоса в угоду одной персоне, которая задействует административный ресурс, тогда бойкот более продуктивен. Кроме того, хотелось бы отметить, что в стране организаторы и участники фальсификации ни разу не понесли наказание. Недоверие вызывают составы центральных избирательных комиссий — все они сформированы исполнительной властью и находятся под ее контролем, хотя формально утверждены маслихатами.
ИА REGNUM : Как вы считаете, интернет-сообщество Казахстана готово к проведению виртуальных избирательных кампаний? Будет ли иметь шансы на избрание политик, который будет целиком и полностью агитировать посредством интернета?
Интернет-сообщество и те специалисты, которые будут вести кандидатов, могут серьёзно повлиять на решения избирателей и являются сейчас одним из основных инструментов работы. Политикам необходимо иметь в виду социальные сети, которые при честном раскладе могли бы оказать решающее влияние на исход избирательной кампании. Пока же кандидаты в силу своей собственной сетевой неразвитости будут сочетать инструменты агитационной работы. Там, где есть умные и продвинутые начальники штабов, там и работе в социальных сетях будет уделено большое значение. Пока я вижу, что только «Руханият» (партия «Зеленых») го
2652
това начать такую работу. Об этом свидетельствуют тесные контакты «Зелёных/Руханият» с Пиратской партией и виртуальная активность самого лидера «зеленых» Серикжана Мамбеталина .
ИА REGNUM : Да и вообще, если смотреть шире — сформировалось ли в Казахстане, на ваш взгляд, гражданское общество, которое способно организоваться в интернете — как это было в России во время пожаров в прошлом году, например?
Гражданское общество в Казахстане менее развито, чем в России. Мы провели работу по дискредитации идеи (всенародного) референдума (по продлению полномочий президента Нурсултана Назарбаева до 2020 года), и я считаю, что негатив нашёл своё полное выражение именно среди интернет-пользователей, которые свободнее выражают свои мысли, чем любой участник публичной политики. Ну а сами политические деятели, если честно, начинают отставать от позиций интернет-аудитории, потому что вся политика в нашей стране делается только после консультаций с президентом Нурсултаном Назарбаевым.
В ближайший период интернет-аудитория будет подключена к участию в публичных акциях, но я не думаю, что эти процессы в массовом порядке коснутся уже нынешних досрочных выборов. Пока интернет-аудитория Казахстана инертна в силу многочисленных запретов, но процесс всё равно пошёл. Ну а если смотреть на ситуацию в целом, то в Казахстане люди гораздо больше боятся санкций со стороны властей, чем в той же Российской Федерации. Действия наших властей носят все более репрессивный характер, кроме того, в стране проводится очень мало позитивных публичных акций, которые бы стали основой для становления гражданской культуры.
ИА REGNUM : Связываете ли вы рост протестных настроений в Казахстане в том числе и с тем, что граждане получили возможность организоваться с помощью средств интернета?
Именно благодаря социальным сетям показатели роста протестных настроений в Казахстане стали динамично идти вверх. Поэтому, да, я согласен с тем, что граждане получили возможность организоваться с помощью средств интернета. Эта большая уже аудитория сама создаёт вокруг себя свои собственные СМИ, читает разную литературу, потребляет информацию, которая дискредитирует «Нурмедиа» (медиа-холдинг, принадлежащий партии власти «Нур Отан») и весь официоз, который давно отстал от современной жизни.
ИА REGNUM : Вы заявили, что поддержите кандидата, чья программа вам понравится. А что должна включать в себя такая программа? Ведь известно же что власть в республике — чрезвычайно внимательно относится к идеям оппозиции и довольно часто забирает на собственную реализацию самые жизнеспособные проекты?
Власть в республике — чрезвычайно внимательно относится к идеям оппозиции и довольно часто забирает на собственную реализацию самые жизнеспособные проекты? Категорически не согласен. А вот программа кандидата должна включать в себя:
1. Создание современной демократической казахстанской нации, где все равны перед законом.
2. Создание Парламентско-президентской республики, где полнота власти будет у ветвей власти.
3. Полная прозрачность сырьевых доходов страны, полная прозрачность бюджета страны и установление общественного контроля.
4. Гражданские права и свободы. Надо начать с свободы слова, СМИ, полит.объединений, мирных собраний, совести и религии, проведение честных выборов.
5. Поэтапная выборность акимов всех уровней населением.
6. Поэтапное внедрение местного самоуправления.
7. Декларирование доходов всех государственных мужей и жёсткий контроль.
8. Открытые конкурсы на занятие государственных должностей, конкурс программ, проектов. Общественный контроль за процессом.
ИА REGNUM : Можете ли вы оценить — насколько эффективны инициативы правительства в вопросах расширения деятельности в интернете? Эффективен ли, в частности, блог премьера? Да и вообще, готова ли власть вкладывать деньги в сетевую агитацию?
Казахстанская интернет-аудитория стремительно растёт. Впрочем, пока что к сети слабо подключена сельская аудитория, её голос не виден. Поэтому я считаю, что сейчас необходимы социальные проекты по развитию интернета в сельской местности, особенно для казахскоязычного сегмента. Да и цены на связь в Казахстане, по-прежнему, достаточно высокие по сравнению с продвинутыми странами. Блог премьера слабо задействован, потому что многие вопросы направлены, по сути, «в пустоту», ответы носят общий характер, в них много отсылок и в конечном итоге вопросы не решаются.
Вообще, я должен отметить, что многие наши чиновники боятся интернета и не ведут свои сайты должным образом, перепоручая это другим. Да, и как я говорил раньше, очень много времени уходит на согласование ответов, которые часто формальны. А сетевая агитация… Избирательный штаб президента, если его руководитель «дружит с головой», должен обязательно уделить большое значение социальным сетям. Да, это будет немного раздражать — ведь, мало того, что всем уже надоел официоз на телевидении, так они ещё и в социальных сетях начнут доставать. Но необходимо оговориться, что здесь нужна совсем другая подача, объективный подход без каких-либо элементов пиара. Но пока трудно сказать, готова ли власть вложить деньги в социальные сети. Но если это произойдет, то лично я буду приветствовать этот шаг. В том случае, конечно, если подача соответствующих материалов будет объективной и интересной.
Беседовал Михаил Пак (Алма-Ата)