О том, что может помочь Латвии решить сложные экономические проблемы ИА REGNUM побеседовал с профессором Института экономики Латвийской АН Райтой Карните.
ИА REGNUM: Одной из важнейших экономических проблем в Латвии на сегодняшний день является острый дефицит рабочей силы на рынке труда. Что, по вашему мнению, нужно сделать для решения этой проблемы?
Сначала я хотела бы кратко обрисовать социологическую картину: известно, что после 1990-го года рождаемость и население в Латвии резко сократились. Потом, когда немножко улучшилась экономическая ситуация, показатели рождаемости тоже стали лучше. Но начался экономический кризис, и демографическая ситуация опять ухудшилась.
Вопросы, касающиеся ранка труда и рабочей силы — это вопросы не сегодняшнего дня, это вопрос будущего. И Латвия сейчас находится в такой ситуации, что решать этот вопрос естественным путем рождаемости — даже если бы мы хотели! — поздно. Нам уже не удастся вернуть число населения к тому объему, который был до начала 1990-х. И поэтому, сегодня надо думать о рынке труда в перспективе.
Решением сегодняшних проблем и проблем будущего могла бы стать только иммиграция: нужно, чтобы в Латвию приезжали молодые люди, продуктивные во всех отношениях — и в области прироста населения, и как рабочая сила. Может быть, это будут молодые семьи. Откуда будут эти люди — никто не думает. Потому что в Латвии пока никто не осмелился заговорить об этой проблеме.
ИА REGNUM: А чем мотивировать людей, чтобы они приезжали в Латвию? И как убедить молодых специалистов не уезжать отсюда?
Эмиграция людей из Латвии — это факт. И этот факт изменить можно только одним способом — улучшая экономическую ситуацию. Но даже в этом случае в свободном мире эмиграцию так легко остановить нельзя: в Европе есть государства наивысшего благосостояния, очень социально приятные для жизни — и, тем не менее, они страдают от того, что уезжают хорошие специалисты.
В том, что касается иммиграции в Латвию, очень важно, чтобы люди, которые будут приезжать сюда, не испортили наше государство, чтобы они интегрировались естественным путем. Иначе ситуация сложится именно так, как прогнозируют сейчас социологи: к 2060 году в Латвии от всего населения останется только половина латышей — и о какой государственности тогда будет идти речь?! Ведь больше всего Латвия должна интересовать именно латышей — это естественно, что нация сохраняет свои государственные ценности.
В качестве мотивации для того, чтобы люди приезжали в Латвию, может служить и еще один факт: это европейская страна, но при этом она нуждается в людях с деньгами и с новыми рыночными идеями. Ведь если смотреть с экономической точки зрения на среду предпринимательства, то она в Латвии очень благоприятна: тут большая свобода, тут пустой рынок, тут все надо.
ИА REGNUM: Как Вы думаете, каким будет дальнейшее развитие Латвии как транзитной зоны между ЕС и восточными соседями — Россией, Белоруссией? Ведь географическое положение Латвии очень благоприятно именно
1a61
для транзитных операций…
Это так, но только теоретически. А практически именно этот пункт самый слабый в государственной экономической политике: с одной стороны, в данный момент для Латвии нет лучшего источника привлечения денег, чем Россия. С другой стороны, мы опасаемся, что российские деньги принесут нежелательные изменения в нашу страну.
Эти опасения кажутся нам обоснованными, потому что некоторые деньги, которые к нам уже приходили из России имели, мягко говоря, «нехорошую историю»: были и деньги с криминальным прошлым, были деньги, связанные с некорректной культурой предпринимательства.
Криминальные деньги — вообще проблема для Латвии. У нас есть государственные структуры, которые должны это отслеживать и с этим бороться. Криминальные средства могут прийти в любое государство — вопрос в том, как они принимаются. И если они хорошо принимаются — то это наша проблема. А вот что касается культуры предпринимательства, надо понимать: то, что в одной стране нормально, для другой может быть неприемлемо.
ИА REGNUM: Как Вы оцениваете с экономической точки зрения состоявшийся в декабре прошлого года визит президента Валдиса Затлерса в Москву и Санкт-Петербург? Вместе с ним Россию посетили многие предприниматели. Принесет ли это, по Вашему мнению, улучшение экономических отношений между Латвией и Россией?
Мы на это надеемся, потому что все — кроме, пожалуй, политиков — понимают, как это важно. Есть такая русская поговорка: «Волков бояться — в лес не ходить». Но мы хотим идти в этот «лес» — нам надо идти, потому что нам нужны партнеры, торговля. И открывать двери никто нам не будет, мы сами должны открыть для себя двери.
В экономике, как известно, нет разделения на партнеров и врагов, — там все партнеры. Экономика — это, в первую очередь, рынки, и эти рынки надо доставать. И тут нельзя делить по принципу «Россия нам не нравится, а Китай нравится» — вопрос, как попасть в этот Китай…
Но я надеюсь, что это отношение поменяется, оно уже меняется под влиянием политических изменений в Латвии. Главное, на мой взгляд, чтобы при экономическом взаимодействии с другими странами и с Россией, в том числе в нашей стране, сохранялась своя самобытная культура. И чтобы люди, которые будут приезжать к нам, по мере возможности все же интегрировались в нашу культуру, а не привносили в Латвию вместе с деньгами свою культуру. И тогда, я думаю, во взаимоотношениях все будет хорошо.