На Урале рассчитывают на серьезное восстановление рынка факторинга в 2011 году. По словам эксперта отрасли Валерии Вялковой, одной из тенденций, положительно влияющих на развитие факторингового бизнеса в регионе, можно отметить оживление торговли в 2010 году, сообщает корреспондент ИА REGNUM .
«Рост розничного товарооборота на территории Урала за 10 месяцев составил 4% в сравнении с аналогичным периодом 2009 года. Оказание услуг факторов производственным и торговым предприятиям, реализующих товары народного потребления, составляют порядка 80% объемных показателей рынка факторинга. Стоит сказать, что в 2010 году организации вернулись к практике предоставления отсрочек платежей, от которой отказались в кризис. А также наметили стратегию роста и расширения рынков сбыта, в связи с чем увеличилось количество обращений потенциальных клиентов к факторинговым компаниям», — пояснила Вялкова.
По ее словам, появление в кризисный период новых компаний, не обладающих своей материально-технической базой, но закрепившихся на рынке и сохранивших устойчивый спрос ту продукцию, которую они производят или продают, можно назвать еще одной сформировавшейся предпосылкой для развития факторинга в Уральском федеральном округе. Эксперт обращает внимание и на поддержку бизнеса со стороны государства: «В настоящий момент эта тенденция, на Урале, в частности, отчетливо видна: в каждом регионе существуют различные программы поддержки предпринимательства, которые помогают решать вопросы финансирования деятельности организаций, обучения специалистов, оказывают консультационные, бухгалтерские, юридические и другие услуги, что в комплексе способствует восстановлению регионального бизнеса».
Кроме того, с начала 2010 года возросла конкуренция между специализированными компаниями и подразделениями банков, оказывающими факторинговые услуги. Так, количество игроков на рынке заметно увеличилось за счет прихода новых факторов, которые активно наращивают портфель из-за ослабления своей политики риск-менеджмента в части требований к клиентам и дебиторской задолженности. «Начавшаяся в 2010 году ценовая конкуренция на рынке факторинга к концу года усилилась еще больше. Ставки за факторинговое обслуживание стали сопоставимы со ставками за кредит, многие Клиенты до сих пор считают, что факторинг — это вид кредитования. Но более опытные игроки рынка привлекают клиентов за счет развития продуктов с большей добавочной стоимостью. Прежде всего, факторинг без регресса, который рос в 2010 году опережающими темпами», — пояснила Вялкова.
Специалисты прогнозируют рост уральского рынка факторинга в 2011 году на 20-25%. «Можно предположить, что участники рынка будут делать пробные шаги в части предложения факторинга без регресса более широкому кругу потребителей. Тогда логичным будет выглядеть увеличение ставок за обслуживание, так как этот продукт обладает добавленной стоимостью по отношению к факторингу с регрессом. Тогда, возможно, мы сможем говорить о повышении качественного уров
1272
ня рынка факторинга. Несмотря на то, что по-прежнему наибольшим спросом пользуется продукт факторинг с регрессом, есть все основания утверждать, что спрос на безрегрессный факторинг в 2011 году будет расти опережающими темпами по отношению ко спросу на факторинг с регрессом — все больше поставщиков хотят снять с себя риск неплатежа дебитора или даже продать свою дебиторскую задолженность», — подытожила эксперт.